В 2011 году, когда начал действовать новый закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ», главным его достижением считалось право на самостоятельный выбор гражданином страховой компании . Это , в свою очередь, должно было привести к конкуренции среди страховых медицинских организаций (СМО). В большой стране и при отсутствии у населения навыков по выбору страховых услуг конкуренция - это система с очень большой инерцией.
Хотя отдельные приметы конкуренции просматриваются. В частности, если к концу 2011 года в регионах работали 307 страховых компаний и их филиалов, то через два года – по итогам 2013 года - их осталось 279. На федеральном уровне количество СМО менялось следующим образом:
2011г – 83, 2013г – 62, 6 мес. /2014г - 58, т.е сокращение компаний составило 30%. Как правило, более мелкие компании поглощаются крупными к взаимному удовольствию.
Насыщенность регионов страны страховыми компаниями чрезвычайно разная. В 11 субъектах РФ до сих пор присутствует только одна СМО. Это- 3 области, 2 автономных округа и 6 республик.
В каких регионах лучше работают СМО – там, где есть конкуренция или там, где работает только одна компания?
Для получения ответа обратимся к официальному рейтингу СМО по версии Федерального фонда ОМС. Из 14 показателей рассмотрим три, которые в наибольшей степени характеризуют сервис для клиента. Это - насыщенность региона офисами страховой компании (1), количество специалистов, обеспечивающих защиту прав застрахованных в расчете на 100 тысяч застрахованных лиц (2) и обеспеченность штатными экспертами, которые проводят самую массовую медико-экономическую экспертизу медицинской помощи (3). Эти показатели характеризуют доступность страховых компаний и удобный сервис.
В таблице представлены сравнительные данные трех рейтинговых показателей по итогам 1 квартала 2014 г в регионах с разным количеством работающих СМО ( источник информации – сайт Федерального фонда ОМС).
Таблица . Некоторые показатели рейтинга СМО.
Регион |
Кол-во СМО в регионе |
Показатель 1- Насыщенность региона офисами |
Показатель 2- насыщенность специалистами по защите прав |
Показатель 3 насыщенность штатными специалистами -экспертами |
Белгородская область |
1 |
1,7 |
10,2 |
0,7 |
Вологодская область |
1 |
2,1 |
3,5 |
1,6 |
Волгоградская |
2 |
2,4 |
10,0 |
1,5 |
Воронежская |
3 |
5,2 |
16,6 |
1,1 |
Брянская |
4 |
8,4 |
11,7 |
1,4 |
Московская |
8 |
4,5 |
18,1 |
3,3 |
Свердловская |
9 |
7,2 |
25 |
1,0 |
Чем больше страховых компаний в регионе, тем больше они конкурируют за клиента, тем выше общий средний уровень показателей клиентоориентированности, тем больше возможностей для выбора у граждан.
Конкуренция приводит к тому, что некоторые компании закрываются в регионах, где эта конкуренция наиболее чувствительна. Так, за период с 2011 по 2013 г.г. сократилось количество СМО, работающих в регионах. Например, произошло сокращение количества СМО в следующих регионах:
- Ярославская область - с 6 до 5,
- Красноярский край - с 9 до 7,
- Московская область – с 11 до 8,
- Свердловская область - с 14 до 9.
Исключение составила только Москва, где за указанное время количество СМО выросло с 7 до 12.
Некоторые считают, что чем больше у компании в регионе застрахованных, тем она лучше работает. Однозначно такой зависимости нет. Лучшая та компания, которая может организовать эффективную работу и быть полезной клиентам. Каждый застрахованный может ежегодно делать свой выбор в пользу такой компании.
В заключении приведем рейтинг по итогам 6 месяцев 2014г. среди крупных компаний, количество застрахованных в которых более 3% от общего количества застрахованных в стране.
Место в рейтинге |
Название СМО |
Доля застрахованных, в % |
1 |
ОАО РОСНО-МС |
12 |
2 |
ОАО "СК СОГАЗ-Мед" |
10,4 |
3 |
ЗАО ВТБ Медицинское страхование |
4 |
4 |
ООО "АльфаСтрахование МС" |
5,9 |
5 |
ООО "РГС-Медицина" |
9,4 |
6 |
ЗАО "Капитал Медицинское страхование" |
5,3 |
7 |
ООО МСК 'РЕСО-МЕД |
4,3 |
8 |
ООО СК 'Ингосстрах-М |
4,6 |
9 |
ЗАО МАСК "МАКС-М" |
13,6 |