«От чего не застраховано наше здравоохранение», «Круглый стол» в РИА новости, октябрь 2011.
Система обеспечения бесплатными или частично оплачиваемыми лекарствами должна работать не только для инвалидов, но и для других групп населения, и вводить ее нужно как можно скорее, считают эксперты. Руководители здравоохранения полагают, что "раскошелиться" на лекарственное страхование госбюджет сможет в лучшем случае через несколько лет.
В настоящее время, по словам Гузель Улумбековой, которая участвовала в разработке «Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения РФ до 2020 года», право на бесплатные лекарства имеют 3,5% населения, т. е. около 5 млн человек. Для обеспечения льготников бесплатными медикаментами выделяют ежегодно 100 млрд руб., а это - всего 0,25% ВВП.
В то же время развитые страны тратят на лекарства для граждан гораздо больше - 0,9% ВВП, а это в пять раз больше, чем в России. В итоге результаты такой политики налицо. Улумбекова подчеркнула, что за 20 лет в развитых странах смертность от болезней системы кровообращения снизилась до 232 случаев на 100 000 человек, тогда как в России ежегодно от этого недуга умирает 1 млн человек, причем 30% из них - это люди трудоспособного возраста, которые могли бы принести стране немалую экономическую пользу.
С коллегой согласился член экспертного совета по здравоохранению ФАС Давид Мелик-Гусейнов. Он отметил, что лекарственное обеспечение, только по самым скромным подсчетам, недофинансируется в 2,5-3 раза, однако число льготников с каждым годом только растет.
Россия остается одной из немногих европейских стран, где пациентам, включая и детей, приходится полностью оплачивать лекарства. Исключение сделано лишь для инвалидов - они могут войти в госпрограмму обеспечения бесплатными лекарствами из специально утвержденного "льготного" перечня.
При этом программа работает отнюдь не безупречно: льготники часто жалуются, что нужных препаратов не хватает и вовремя получить их они не могут. Второй спорный момент касается самой идеологии программы: больной получает возможность лечиться бесплатно, только став инвалидом. Хотя если бы лекарства были более доступны на ранней стадии болезни, эффект от лечения был бы куда выше.
"Сегодня благодаря новациям закона об обязательном медицинском страховании любой регион вправе расширить территориальную программу ОМС за счет собственных средств, - отметила директор Независимого Института социальных инноваций Лариса Попович. - В том числе есть легитимная возможность внедрять систему лекарственного возмещения". Однако в реальности дополнительных трат принимающие решения лица, очевидно, опасаются.
Однако разумно организованная система страхования даст существенную экономию затрат на здравоохранение, говорят эксперты.
Если обеспечить бесплатными лекарствами хотя бы детей, поддержал коллегу член экспертного совета по здравоохранению ФАС Давид Мелик-Гусейнов, затраты окупятся сторицей. Ведь вырастут не хроники, а здоровые, экономически активные люди.
Начав возмещать стоимость лечения детям и больным некоторыми заболеваниями, можно было бы дать старт введению лекарственного страхования. Это не так дорого. "Всеобщий" же охват населения, по расчетам экспертов, может стоить ежегодно порядка 120 млрд руб.
Надо учесть, что более половины жителей страны имеет доходы менее 15 тыс. рублей в месяц, поэтому для многих расходы на лекарства в случае серьезного заболевания - серьезное испытание. Не случайно из 17 млн инвалидов, имеющих право на получение бесплатных лекарств, реально входят в программу лишь 4,5 млн. Остальные предпочитают натуральной льготе ее денежную компенсацию. Таким незатейливым способом люди пытаются повысить себе небольшие пенсии.
В то же время руководители здравоохранения предпочитают решать проблему дорогих лекарств иным способом - с 2010 года у нас введено госрегулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие препараты, и на будущий год их перечень будет существенно расширен. Руководитель ФОМС Андрей Юрин, признав перспективность введения лекарственного страхования, напомнил, что до сих пор наше здравоохранение недофинансируется. Поэтому сначала нужно решить проблемы низких зарплат врачей, плохой оснащенности клиник, которые требуют серьезных финансовых вливаний. "Лекарственное страхование - лишь фрагмент в выстраиваемой сейчас системе оказания бесплатной медицинской помощи, реальное его введение возможно не ранее чем через несколько лет", - заключил глава ФОМС.