20 лет системе ОМС в России. Прямой эфир на Радио России директора НИСИ Попович Ларисы Дмитриевны. 20 апреля 2012 г.

Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.

m_451362 

Ведёт программу "Особое мнение" Игорь Гмыза.

20 лет назад в России появилась система страховой медицины. Системе бесплатного государственного здравоохранения тогда пришёл конец. Казалось, что это решение множества проблем.

О прошлом, настоящем и будущем российской страховой медицины поговорим с гостьей в студии, директором Независимого Института социальных инноваций Ларисой Дмитриевной Попович.


Начало 90-х, российские больницы, в которые больные несут с собой практически всё: начиная от простыней и посуды, заканчивая бинтами и лекарствами. Врачам не платят зарплату и запрещают законом бастовать. Государственная медицина тогда была обречена?

Л. Попович считает, что да. Тогда была очень тяжёлая ситуация, и было понятно, что бюджет не может в силу того, что есть куча всяких других дыр, точно гарантировать оплату медицинской помощи. Всегда в стране медицинская помощь почему-то финансировалась по остаточному принципу, и тогда единственным правильным решением казалось выделение дополнительного и защищённого источника финансирования для того, чтобы хоть как-то сохранить гарантии бесплатной помощи. Поэтому и была придумана система обязательного медицинского страхования, которая не должна была закончить бесплатную медицинскую помощь, а скорее, наоборот, должна была её сохранить.

Эта система шла параллельно бюджетной, и предполагалось, что она будет совершенно точно целевым образом идти только на здравоохранение. Это была защищённая статья, защищённая система.

В 1991 году был сделан совершенно потрясающий с точки зрения уровня либеральности для того времени закон о медицинском страховании, практически полностью списанный с голландской и немецкой модели. В нём предусматривалось, что никаких фондов ОМС не будет, а будут просто страховые компании, которые вдруг образуются в России и сами начнут всё население страховать, будут заботиться о правильном его лечении, начнут быть заинтересованными и в экономии, и в разумном расходовании средств.

То есть, были замечательные мифы, в которые верили и разработчики, и эксперты, которые в свою очередь поверили разработчикам.

Гостья в студии сама бабушкам рассказывала, как будет жить здорово, когда придут страховые компании, которые в них заинтересованы, как они будут стараться организовать населению самую хорошую помощь. Бабушки в ответ только спрашивали, зачем они нужны страховым компаниям? Ответа на этот вопрос действительно не было.

Поэтому к 1993 году разработчики тоже задумались, а будут ли страховые компании страховать бабушек, которые много болеют, много потребляют и никакой прибыли страховым компаниям не делают. В результате в 1993 году закон был немного изменен. Тогда были введены фонды обязательного медицинского страхования.

Это была такая хитрая конструкция типа пылесоса с мясорубкой. Фонды собирали деньги со всех плательщиков, кто был назначен платить, а плательщиками были назначены работодатели и государство. Само же население ничего не должно было платить. И казалось, что это очень здорово: население было освобождено от такого налога.

То есть, видимость бесплатности для населения сохранялась?

Да, подтвердила гостья в студии. Всё время говорилось, что мы ратуем за полную бесплатность медицинской помощи. Правда, никто и никогда не считал, во что это должно выливаться и сколько денег реально нужно. Сколько можно, столько и должны быть собирать эти самые "пылесосы". Потом эти "пылесосы", собрав деньги, перемалывали их одну кучу и давали страховым компаниям деньги по так называемым "душевым нормативам". То есть, по сути, любая голова стоила одинаково, принадлежала ли она бабушке или молодому спортсмену. Каждый человек был одинаков для страховых компаний, а те как бы вроде избавились от "селекции рисков". Страховым компаниям было важно в тот момент набрать себе поголовье застрахованных.

Страховые компании начали очень активно развиваться на этом рынке. Введение в 1993 году этого закона привело к тому, что в системе здравоохранения образовалось очень много денег, потому что работодатели отчисляли в фонд с 1991 года, а тратить стали эти деньги только в 1993 году. Поэтому в 1994 год и в начале 1995 года в систему было действительно влито очень много дополнительных денег. И система ОМС работала параллельно с бюджетом. По бюджету платили что-то, что могли, а система ОМС выстраивалась как дополнительная "бонусная система за хорошую работу". Это был действительно всплеск расцвета системы обязательного медицинского страхования, лучшие годы её функционирования. В то время вновь образованные страховые компании учили врачей заполнять счета, как вообще тарифицировать медицинскую помощь, объясняли, что медицина - это такое же ремесло, как и любое другое, как продажа любого другого товара. И всем казалось, что будет совершенно замечательная система, которая будет дальше двигаться.

Но что произошло реально? Умные главы администрации, поняв, что появился дополнительный источник финансирования, просто взяли и ровно на сумму этого источника финансирования сократили бюджетное финансирование здравоохранения. И с 1995 до 1997 года вся система жила только на деньги системы ОМС. Первая заслуга ОМС в том, что она в то время вообще сохранила отрасль здравоохранения. Потому что ничего другого, кроме денег ОМС, очень долго не было у лечебных учреждений.